Патриотическое воспитание

ПИСЬМО О БЕЛАРУСИ

Воспитательно-патриотическое мероприятие "Письмо о Беларуси"

 

16 ноября 2023 года в ГУО « Детский сад д. Вельямовичи"» прошло воспитательно-патриотическое мероприятие для воспитанников старшей разновозрастной группы «Письмо о Беларуси» под руководством заведующего Гойко В.Н. и воспитателя дошкольного образования Колтун Е.Н.   Почетным гостем мероприятия стал помощник прокурора Брестского района Александр Николаевич Таранько. Он рассказал воспитанникам о профессии прокурора, о том, какую роль выполняют работники данного ведомства по сохранению порядка и безопасности в стране.

В игровой форме дети совершили путешествие по Беларуси: вспомнили главные государственные символы страны, исторические факты, почтили минутой молчания память погибших героев Великой Отечественной войны. В белорусских танцах и песнях закрепили национальные традиции.

В завершении праздника дети отправили письмо о Беларуси новым друзьям из других стран.

Проведение данного мероприятия было инициировано Генеральной прокуратурой  во взаимодействии с Министерством образования.

Патриотическое воспитание

На современном этапе, когда происходят значительные изменения в жизни общества, актуализируется проблема воспитания маленького гражданина и патриота своей страны.

Патриотическое воспитание детей – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны

  • высокая восприимчивость,
  • легкая обучаемость,
  • безграничное доверие взрослым,
  • стремление подражать им,
  • эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.

Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности. Но это качество не возникает у людей само по себе. Придерживаясь принципа – от малого к великому, своевременное формирование у детей чувства патриотизма необходимо начинать с младшего дошкольного возраста с воспитания любви и привязанности к малой Родине: к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к тому месту, где ребёнок родился, где находится его дом, улица, детский сад. Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной город – край знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому главной целью педагогов является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, край и все, что с ними связанно. Для достижения этой цели перед педагогами дошкольных учреждений ставится ряд задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;

- формирование у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города;

- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;

- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;

- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

Успешность развития детей при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

С этой целью с детьми организуются:

  • занятия,
  • игры,
  • беседы,
  • разные формы познавательной практической деятельности,
  • художественная деятельность,
  • праздники и развлечения;
  • труд;
  • образовательные услуги.

Воспитывая у детей любовь к малой родине, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.

Содержание нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста отражено в учебной программе дошкольного образования и в программе для специальных дошкольных учреждений Ю. Н. Кисляковой, Л.Н. Мороз «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи». Образовательные программы акцентируют данное направление в образовательных компонентах образовательных областей «Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа», «Искусство». Эффективному усвоению детьми знаний по данным областям содействует тематическое планирование, так как темы логически связаны между собой и составляют целостное представление о Родине. Культура малой Родины должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

Еще одним немаловажным условием для формирования любви к малой Родине является создание в группах соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. Необходимо организовать центр краеведения, где должен быть представлен материал для ознакомления детей с природой родного края, города, с экологией, с достопримечательностями, с предприятиями города, с особенностями населения, с его историей и культурой. Также необходимо вносить элементы этнографии в различные игровые центры.

Важным условием эффективного осуществления работы по ознакомлению с родным краем является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Родители (законные представители) дошкольников могут стать участниками образовательного процесса не только в рамках семьи, но и учреждения образования. Родители могут оказать действенную помощь в сборе материалов по родному краю, по проведению экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры, на предприятия города, в организации выставок и т.д.

Целенаправленная работа по формированию любви к родному городу, краю, культуре и традициям способствуют развитию личности в духе патриотизма, поэтому наша задача – научить детей любить свой город, свой родной край, больше узнавать о нём, уважать традиции, помнить его историю.

Научим ребёнка любить малую Родину –
значит, сумеем воспитать гражданина,
которому можно доверить страну.

свернуть

План мероприятий по по гражданско-патриотическому воспитанию

План мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию участников образовательного процесса
«Организационно-методическая деятельность учреждения дошкольного образования по гражданско-патриотическому воспитанию участников образовательного процесса» на 2022- 2023 учебный год

№п/п Мероприятие Сроки Ответственные
Работа с педагогами
1. Консультации:
«Патриотическое воспитание детей в учреждении дошкольного образования» Январь Заведующий В.Н. Гойко.
«Как знакомить дошкольников с историческим прошлым Беларуси» Март
«Дошкольникам о защитниках Отечества» Февраль
2. Смотр уголков по патриотическому воспитанию Февраль Педагоги
3. Организация дней совершенствования педагогического мастерства. Проведение серий открытых занятий по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста В течение года Педагоги
4. Интерактивная игра для коллектива учреждения «Жыву у Беларусi - тым ганаруся!» Апрель Заведующий В.Н. Гойко.
5. Проведение торжественных мероприятий у памятников и обелисков В течение года Педагоги
6. Конкурс на лучшую разработку игры по патриотическому воспитанию Июнь Воспитатели средней и старшей групп
7. Книжная выставка «Родной край» Июль Педагоги
8. Эссе «Моя малая Родина»» Сентябрь Педагоги
9. Пополнение библиотечного фонда по гражданско-патриотическому воспитанию В течение года Педагоги
Работа с воспитанниками
1. Конкурс плакатов «Моя Беларусь-это я» Январь Воспитатели средней и старшей групп
2. Презентация «Традиции и праздники белорусов» Февраль Воспитатели средней и старшей групп
3. Тематическое занятие «Родны мой горад» Март Воспитатели средней и старшей групп
4. Презентация «Традиции и праздники белорусов» Апрель Воспитатели средней и старшей групп
5. Патриотическая акция «Никто не забыт, ничто не забыто» Май Воспитатели средней и старшей групп
6. Виртуальная экскурсия в музей истории Великой Отечественной войны в Брестской крепости – герой. Июнь Заведующий В.Н. Гойко.
7. Выставка рисунков «Красота родного края» Июль Воспитатели средней и старшей групп
8. Игра-путешествие «Я родным краем горжусь и знаю – я не один!» Август Воспитатели средней и старшей групп
9. Интеллектуально-познавательные игры «Краеведческий калейдоскоп» В течение года Педагоги
10. Проведение фольклорных праздников:
«Колядки»
«Масленица»
«Гуканне вясны»
«Купалле»
«Дажынкі»

Январь
Февраль
Апрель
Июль
Сентябрь Музыкальный руководитель
Работа с родителями
1. Оформление информации на сайте дошкольного учреждения Январь Заведующий В.Н. Гойко.
2. Виртуальные экскурсии по историческим местам Беларуси Март Педагоги
3. Выставки рисунков «Крепкая семья – крепкая Беларусь» (средние, старшие группы) Апрель Воспитатели средней и старшей групп
4. Акция «Неделя Памяти» Май Воспитатели средней и старшей групп

5. Спортивные соревнования «Папа, мама, я – белорусская семья» Сентябрь Воспитатели средней и старшей групп.
7. Конкурс коллажей «Образы земли родной» Ноябрь Воспитатели средней и старшей групп
8. Интерактивная игра «Я вырос здесь и край мне этот дорог» Декабрь Воспитатели средней и старшей групп

свернуть

Воспитать патриота

Особое значение в воспитании детей придается воспитанию чувства патриотизма, личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет чувство личной ответственности за судьбу Родины. Любовь к ней формируется постепенно в процессе накапливания представлений об общественной жизни, труде людей во благо государства, природе, народных традициях.
Чтобы понять душу белорусов, через историю, культуру своих земляков приобщить детей к общечеловеческим ценностям, необходимо знать свои корни, свое прошлое и настоящее. Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь.

С любви к родному дому, к песни матери, с изучения истории народа, с постижения его традиций начинается любовь к родному краю, к Родине, ко всей Земле.

Патриотическое воспитание в учреждении дошкольного образования основывается на планомерной и последовательной передаче ребёнку исторического и социального опыта белорусского народа, воспитании уважения к государственным символам страны.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста — формирование первоначальных представлений о родном крае и уважительного к нему отношения, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности и трудолюбия, сопричастности к современным событиям, приобщение к национальным ценностям и культурным традициям.
Задачи патриотического воспитания определены в "Учебной программе дошкольного образования", а направления конкретизируются следующим тематическим содержанием.
История Беларуси: возникновение и развитие.
Задача: формировать первоначальные представления и элементарные понятия об истории белорусского народа.
Содержание:
-природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа Беларуси;
-национальный язык и его ценность;
-национальная архитектура: жилые поселения (хутор, село, местечко, город); архитектура зданий;
-сведения из истории семьи и страны: быт предков, родословная, памятные места столицы, события Великой отечественной войны, защитники отечества.
В результате познания своей национальной истории у детей дошкольного возраста успешнее формируются положительные взаимоотношения с родными, близкими и окружающими людьми, потребность использовать полученные представления в разных видах деятельности. К основным новообразованиям в этом направлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности).
Символы Беларуси.
Задачи: воспитывать гордость и уважение к государственным символам; формировать представления о значении государственных герба, флага и гимна.
Содержание:
-символы государства: предназначение современных герба, флага и гимна; описание герба и флага; музыка и текст Государственного гимна Республики Беларусь;
-природные символы страны: животные, птицы, деревья, цветы, которые характерны для Беларуси (сосна, зубр, аист, цветки льна, клевера, василька).
Сущность данного направления состоит в том, что личность формируется как член общества, к которому она принадлежит. Для детей дошкольного возраста патриотические чувства связаны с дифференциацией основных государственных символов, наличием представлений об их ценности, характером чувств и отношений к государственной символике.
Достопримечательности Беларуси.
Задачи: развивать любознательность к месту или объекту, которые являются историческим наследием, архитектурной ценностью в своем поселке или городе, столице страны; расширять представления о том, как живут, трудятся и отдыхают люди в Беларуси.
Содержание:
-исторические памятники: храмы, монастыри, замки, дворцы, крепости, усадебно-парковые комплексы;
-архитектурные сооружения: памятники, музеи, театры, библиотеки, стадионы, мосты;
-природные богатства: ботанический сад, национальные парки, леса, заповедники, реки, озера;
-ведущие отрасли производства, промышленности, сельского хозяйства: заводы, фабрики;
-места для отдыха и развлечений: кинотеатр, парк, зоопарк, дельфинарий;
-национальная кухня: продукты питания, ежедневные и праздничные блюда белорусов, напитки.
Направление ускоряет процесс взаимодействия детей с культурно-исторической средой, адаптации к ней и самореализации с учётом индивидуальных возможностей.
Государственные и народные праздники.
Задачи: учить осознавать торжественность государственных праздников; формировать культуру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам, сопричастность к современным событиям.
Содержание:
-государственные праздники: День конституции, День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь;
-национальные праздники: Рождество, Коляды, Масленица, Пасха, Радуница, Благовещение, Купалле, Дожинки, День памяти.
В ходе реализации данного направления у детей дошкольного возраста формируются личностные качества: эмоциональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность. У них быстрее проявляются положительное отношение к родным, близким и окружающим людям, потребность использовать накопленные эмоционально-прочувствованные знания в творческой деятельности.
Люди, прославившие Беларусь.
Задачи: воспитывать уважение к просветителям, национальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям науки и искусства, космонавтам, спортсменам и другим людям, прославившим нашу родину; формировать чувство гордости за их достижения.
Содержание:
-защитники отечества;
-исторические личности;
-достижения граждан страны в труде, спорте, науке, искусстве.
Содержательный компонент направления охватывает познавательную сферу, которая связана с осознанием своего отношения к богатому историческому наследию и современным достижениям народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей ментальности. К основным чертам менталитета белорусов относят толерантность, доброжелательность, гостеприимство, добродушие, щедрость, сообразительность, поэтичность души и другие положительные качества.
Народные промыслы и искусство.
Задачи: расширять представления о культуре страны, приобщать детей ко всем видам национального искусства; развивать интерес к созданию предметов рукотворного мира и обогащению предметной развивающей среды учреждения дошкольного образования; развивать умение осознавать себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем).
Содержание:
-народные промыслы: ткачество; гончарство; токарное ремесло; изготовление мебели;
-народная медицина: использование продуктов питания в лечебных целях;
-декоративно-прикладное искусство: ткачество, вышивка, художественное украшение рушников, их предназначение; изделия из соломы, льна, под-готовка материала, украшение изделий; керамика и её виды, изделия из глины, процесс лепки; изделия из дерева, лозы, бересты;
-изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, фотоискусство.
Содержательный спектр направления очень широкий и включает все составляющие национального искусства. В нём объединены практически все представления человека о своей нации: исторические, языковые, культурные, эстетические. Предполагается активное познание окружающего мира: природного и предметного; своего «Я»; формирование у детей осознания принадлежности к белорусской культуре и искусству.
Белорусское народное творчество.
Задачи: формировать готовность ребёнка дошкольного возраста к участию в творческой деятельности, народном кукольном театре, исполнении народных танцев, песен, игр; развивать гуманное отношение ко всему живому, потребность в познании природы и бережном отношении к ней.
Содержание:
-белорусский народный фольклор: колыбельные, потешки, поговорки, считалки, песни, загадки, сказки, легенды, басни, игры;
-белорусские народные музыка и танцы; белорусские народные инструменты (жалейка, лира и др.); хороводы;
-народные детские игры в далёкие времена и в современной жизни, их примеры; народные праздники и игры;
-народный кукольный театр: оформление Батлейки (аппликация соломкой; вытынанка; художественная роспись; резьба; вышивка); кукольные образы, вождение кукол; спектакль (показ, участие);
-белорусский народный этикет: приветствие, обращение к человеку; культура речи, её чистота и красота; поведение за столом; уважение к старшим;
-народные национальные костюмы: материал, элементы, художественное оформление, способ ношения частей костюма.
Содержание направления отражает характерные для нации действия и поступки, нормы поведения, методы и приёмы творческой деятельности, исполнения народных танцев, песен, игр, формы выражения чувств.

В нашем дошкольном учреждении воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста в равной степени осуществляться как в процессе специально организованной, так и нерегламентированной деятельности воспитанников, в тематике всех образовательных областей.

Реализация содержания патриотического воспитания детей дошкольного возраста обеспечивает формирование у них нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующую ступень образования.

 

свернуть

Памятные места Брестского района

Атлас Брестского района

Виртуальные экскурсии по знаменитым местам Брестчины